среда, 30 мая 2012 г.

Бухара и Кызылкум.

Из Хивы через пустыню мы отправились в Бухару.
Вот они, пески пустыни Кызылкум. Белые мазки солончаков.
Хорошо ехать по ним караваном из трех комфортабельных автобусов с кондиционерами. Хорошо ехать по ним в нежный весенний облачный день, последний день апреля, когда пустыня еще зелена, пушиста и кажется нестрашной. Нам не понадобилось даже закрывать окна шторками от солнечных лучей.

Пустыня - ууух!
Во все стороны. Без конца и края. Такая мощь, такая сила!
Конечно, пытаешься представить, а как оно, когда за 40 градусов и сухой зной, и солнце давит, и ни тенька ни облачка... И сразу думаешь "Не-не-не, не надо о таком..." Но разум услужливо договаривает еще: "а как самум? и где взять попить и покушать, если что?" Мороз по коже и малодушно запрыгиваешь в автобус.

Вдоль всей дороги квадратами посажена верблюжья колючка, для укрепления почвы, интересно так).
Весна, пустыня еще с цветами! Нежность какая) 

Широкая Амударья с необычным для нас цветом воды. А как великолепно выглядит эта спокойная блестящая лента в пустыне, когда смотришь из иллюминатора самолета! Нереальная река цвета кофе с молоком! В следующий раз обязательно сфотографирую! 

Ехали долго и вот она - Бухара.
После Хивы и пустыни сначала все эти люди, машины, светофоры, вывески, витрины, общественные учреждения, парки, клумбы с розами - все такое яркое, и всего сразу так много! Хотелось отпрянуть назад, в покой и сдержанную простоту...
Поужинали, погуляли, переночевали и влились).

Наутро - ах! Бухара!
Священная. Благородная.
Культурный центр Востока, "купол веры".
Город, в котором нашлось место более, чем двум сотням медресе!
Город, чья история насчитывает уже двадцать пять веков!
Красавица и умница Бухара.

Другая архитектура, другая мозаика. Иные орнаменты. Смысла и знаков вокруг - только смотри! И это нам, незрячим... А посвященным - библиотеки посланий.
В Хиве остался телефон, в Бухаре разрядился фотоаппарат. Нет железа - нет забот)
Полное погружение. Другая жизнь. 
Восток несуетлив.

Всех достопримечательностей не упомянуть). О самых ярких впечатлениях немножко:

Мавзолей Саманидов. Построен в начале Х века. Одиннадцать столетий назад. Тысячу сто пять лет, если точно. Это надо несколько раз сказать и все рано не сразу понимается... Господи, да он же как новый! Из-за удивительной кирпичной кладки при разном освещении он меняет цвет стен, экскурсовод нам сказал до 16 оттенков! Выглядит чудесной игрушечкой)

Новая мечеть. В смысле современная. Не нашла в интернете её названия и дату постройки, жаль. Какая интересная мысль - опустить половину купола вниз! А "срез" красиво остеклен, и закатные лучи попадают в храм, освещая его и радуя молящихся. 
Внутри.
И голову вверх! А там половинка солнышка)
Вот еще расскажу. Мы же много посещали и мавзолеи и действующие мечети, где нужно разуваться. Хорошо в открытой обуви - так приятно босыми ножками ступать по прохладным коврам - ммм! (Хотя на намаз правоверные ходят в носочках). А когда садишься на ковры, то от них сразу тепло и уютно! Столько новых ощущений) Имамы читали Коран, а мы слушали. И не было отторжения, все так гармонично воспринималось - и Божьи дома и молитвы.

А еще в этой поездке я впервые побывала в не только в мечети, но и в синагоге). В синагоге знаменитого квартала бухарских евреев. 
И еще, и еще прогулки... Без счета историй, притч и легенд!
Сколько всего можно там купить..! Две с половиной тысячи лет известна торговлей Бухара! Вот уж где город соблазнов!  И одежда, и ювелирные украшения, и чеканная посуда и оружие, картинки необыкновенные на шелковой бумаге... и чего там только нет! (и ничего-то я не сфотографировала из вышеперечисленного... упс!!! только любовалась)
Посуда узорная, мандала в каждом блюде!
Продавцы музыкальных инструментов не просто выпускники муз школ, но нередко с консерваторским образованием! Могут поиграть на любом инструменте, названия которых сами как музыка - рубаб, дутар, кабуз, гиджак, сурнай... Удивительные инструменты, удивительные звуки, удивительные мелодии... 

Завершу этот рассказ фотографиями с посещения ансамбля Бахауддина Накшбанди, самого святого места в Бухаре.
Разряженный фотоаппарат мне кое-что "показал" в этой поездке. Я нет-нет да и пыталась выжать из него каких-то силенок, чтобы ухватить кадр-другой. Но черный экран и надпись "замените батарейки" - вот и все, что я получала. Он не работал нигде, за исключением двух мест. Первое - это территория ансамбля Бахауддина Накшбанди. Все, что хотела, все сфотографировала. Как только вышла из дарвазаханы комплекса (входное здание)  - фотоаппарат моментально отключился. 
Шейх Бахауддин Накшбанди просил учеников и последователей до посещения его могилы посетить сначала могилу его матери и его Наставника - шейха Сайид Амир Куляла. Сейчас могилы огорожены, потому что многие паломники (а их сотни тысяч) брали "немножко земли" со святого места. Виден только знак, установленный над могилой матери. Очень красивый и очень хороший.
Открытая ладонь.
Всем мирам.

вторник, 15 мая 2012 г.

Хива - город вне времени.

Хива.
Я и не знала про такой город.
"Бухара, Самарканд" - все время крутились в голове, а тур начинался с Хивы. "Ну чего там", - думала я, - "три дня..  Да потерплю, а вот потом..."
А оказалось... !
Ну вот как начать?

Вот есть ханская крепость Куня-Арк, в которой дворец, гарем, монетный двор и т.п. Обнесено мощной стеной, естественно. Вокруг этой цитадели - город Ичан-Кала (шахристан) или внутренний город. И он обнесен мощнейшей стеной. А снаружи - Дишан-Кала (рабад) - внешний город. И он тоже обнесен крепостной стеной. И это все Хива.
Такая "луковица" города вполне традиционна для многих городов у разных народов, и когда про это читаешь - даже головой трясешь - да-да-да, все правильно...
А вот когда попадаешь туда, вовнутрь, и проживешь там, пусть даже 3 дня... это даже словами не передать...
Мы жили во внутреннем городе Ичан-Кала. За надежными стенами, в  древней  крепости.
Очень чисто и опрятно. Никаких вывесок. Никакой рекламы. Таблички с названиями улиц/домов наверное где-то есть. Никакого шума (только если от нас). Ничего лишнего. Даже так - внешне вообще ничего современного.
Немного людей днем. Немного сувенирных лавочек. В основном туристы разных стран шагают группами за экскурсоводами. (Нашу могучую группу водили аж 3 экскурсовода))) мы были всюду)
Все вокруг такое монументальное - высоченные стены, мощные порталы, колоссальные мавзолеи и минареты, светлый кирпич, брусчатка или гранитные плиты под ногами - а так легко, просторно и душевно!
Отдых для глаз на всём - удивительная цветовая гамма! Основные тона теплые, мягкие - светло-коричневый, песочный, латунный, Несмотря на то, что это камень, глина, песок - оттенки  вкусные  - кофе с молоком, кремовые, пшеничные.
Голубое небо. Немного зелени. И невероятной красоты майоликовые плиточки, с орнаментом и без - синие, голубые, бирюзовые, белые, зеленые... Иногда они так нежно проступают из стен, как сладкий сок из спелых ягод... 
Но чаще украшают стены, как драгоценные ковры!
Причудливая вязь арабских слов и растительный орнамент без начала и конца...
Ночью это совсем сказка. Стены подсвечены зеленым, оранжевым, сине-лиловым... Людей на улицах нет. В Ичан-Кале много жилых домов - но у местных не принято гулять по ночам. В тишине только один-два сверчка слышны - даже они ненавязчивы.
Мы (туристы) гуляли по ночам, а как же. Тихо и медленно ходили, наслаждались тишиной.
Нас вытряхнули из шумных суетливых своих городов, как котят из мешка. И мы в первый же вечер разошлись поодиночке по Ичан-Кале, чтобы остаться без мыслей, чтобы удивиться и успокоиться.
Оазис покоя.
Безопасности.
Надежная тихая гавань.
Вне времени - в любое время - навсегда.
Отдых для души.
Релакс - да как угодно).

Приютившая нас гостиница расположена  в медресе Мухаммад Амин-Хана. 
Т.е. мы жили в бывшей духовной семинарии (!!!), номера устроены в бывших худжрах (кельях) студентов. Толстенные стены дарят прохладу в жару. Окно одно - над дверью, закрыто деревянной ставней с причудливым резным узором.
Так заботливо и предупредительно к нам относились! Ночи в мае еще свежие - посреди внутреннего двора нам расстелили ковры для ночных посиделок с беседами,  и на этих же коврах мы с утра делали зарядку или днём просто нежились на солнышке...
Как-то ночью я вышла во двор и замерла недалеко от своего номера (худжры.) И спать не хочется и идти некуда в три-то часа))) Совпадений не бывает - мимо шел дежурный администратор гостиницы и предложил подняться на крышу медресе. Кто бы отказался?! Вот как раз ночной вид сверху, на  двор в коврах))

*           *           *

В Хиве очень красивые минареты - нам посчастливилось в один день побывать на трех разных!
Первый - самый высокий, минарет Ислам Ходжа, 45 метров и 118 (или 108?) ступеней. 
Лестницы винтовые, ступени очень высокие, под 30 см.  У нас, честно говоря, коленки пели песни о минаретах еще пару дней спустя, а ведь муэдзины (и немолодые!) по 5 раз в день поднимались/спускались, призывая людей на намаз.  
Виды какие! Весь город, как на ладони!
Вот Джума-мечеть (внизу), здесь видно, что она большая по площади, а в крыше у неё всего лишь два отверстия.
Когда мы зашли в неё - там совсем не темно! Внутри 212 деревянных резных колонн из разных веков, из разных городов...
И, конечно, поднялись на минарет Джума-мечети.
А потом мы посетили действующую мечеть. О том, чтобы залезть на её минарет и речи не шло, но экскурсовод, видя наши сияющие глаза, спросила у имама и он великодушно разрешил нам подняться! Это ли не радость?! Да еще и предупредил нас быть внимательными и осторожными, т.к. проемы площадки без ограждающих решеток. 
Любимый минарет, рядом с медресе, где мы жили, самый красивый, самый мощный и недостроеный - минарет Кальта-Минор. 29 метров из задуманных 70-80... Весь отделанный глазурованной плиткой, какое великолепие!


*          *          *

На рассвете одного прекрасного утра мы уехали.
Прожили 3 дня - а по ощущениям - побольше недели.
Хива - город вне времени.